Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция, образцы — скачать

Вы решили написать бизнес-план для собственного бизнеса. А может быть, Вы слышали, что бизнес-план нужен при открытии любого дела и сейчас в раздумьях – а надо ли его писать? В этой статье мы разберем, как составить бизнес-план, для кого он пишется, подробно рассмотрим его составляющие — это пошаговая инструкции, а также ответим на самые частые вопросы, которые возникают у начинающих бизнесменов. В конце статьи приведем примеры бизнес-плана, а также дадим возможность скачать образец и шаблон, используя который можно легко составить свой первый документ по планированию.

бизнес-план книга

Что такое бизнес-план?

Документ представляет собой характеристику будущего дела (организации, проекта, бизнеса), в котором анализируются возможные риски, проблемы и приводятся методы их решения.

Базовые моменты для составления документа (три кита) следующие:

  • исходное положение – то, чем Вы, как предприниматель, обладаете в данный момент (материальные ресурсы, финансы, знания, связи и пр.);
  • результат, который получите в результате осуществления плана, — конкретные данные – сумма дохода, место на рынке, положение среди конкурентов и т.п.;
  • действия, которые необходимо предпринять, чтобы от пункта 1 перейти к пункту 2, — подробная инструкция по достижению поставленных целей (построить, закупить и т.п. – максимально конкретно).

Только определившись с тремя китами, можно переходить к следующему этапу – собственно к написанию бизнес-плана.

Для кого пишется бизнес-план?

для кого пишется бизнес-план схема

Наверняка, многие слышали, что данный документ необходим для получения кредита либо привлечения средств инвесторов. Если целью является привлечение в бизнес-проект денег, соответственно, назначение плана – получение денег. Рассмотрим этот случай.

Написание бизнес-плана для инвесторов

Ваш проект должен иметь значимость для инвесторов (кредиторов), выглядеть не только презентабельно внешне, но и вызывать желание доверить финансы, ведь они должны в результате воплощения плана, не только вернуться,  но и приумножиться.

Существуют определенные требования, которым должен соответствовать бизнес-план, если под него выделяется финансирование.

Вот эти требования:

  • четкая и логичная структура в целом и каждого раздела в частности;
  • правильная «подача» рисков – не стоит излагать ситуацию в негативном свете, но и приукрашивать – тоже нельзя. Лучше придерживаться правила «золотой середины»;
  • уверенность, грамотность, наглядность плана, умение показать свои сильные стороны, в то же время – простота и понятность изложения. Хорошо составить бизнес-план в виде презентации — наглядность цифр увеличивается и шанс получить финансирование — так же.

Структура, как правило, выглядит так:

  • титульный лист: наименование проекта, автор разработчика, наименование организации, руководитель организации, контактные данные;
  • краткое резюме проекта – в чем его суть (могут быть основные цифры), кто его осуществляет;
  • главная идея.

В «центральной части» освещаются следующие вопросы:

  • цель проекта;
  • как он будет реализовываться (задачи);
  • проблемы и препятствия и их решение;
  • сроки достижения цели и сроки решения задач (этапов) проекта.

В данном же разделе проводится анализ конкурентной среды предприятия, а также сильных и слабых сторон предприятия (СВОТ-анализ).

Затем расписывается маркетинговый план, который позволяет инвестору убедиться в том, что стратегия бизнес-проекта проработана и достижима.

Также необходимо изложить организационный план, т.е. доказать, что поставленные цели и задачи достижимы при имеющейся у предприятия структуре управления.

Наверное, самая известная из всех частей документа – это финансовый план. Конечно же, инвестор подробно изучит возможности проекта по рентабельности, окупаемости затрат и ряду других экономических показателей, чтобы решить, привлекает его этот проект для инвестиций или нет.

В последнем разделе бизнес-плана для инвесторов освещаются риски и методы их нивелирования.

В приложении к бизнес-плану помещают данные статистики, копии договоров, письма и другие документы, на которые имеются ссылки в тексте.

Написание бизнес-плана для себя

Планирование бизнес-процесса для себя, а не для получения финансирования имеет некоторые особенности. Главное отличие — на первое место выходит не «чтоб было красиво и вызывало доверие», а чтобы отражало реальную картину – на что рассчитывать по доходам и расходам, какие риски существуют и как их минимизировать. «Для себя» означает, что можно не делать презентацию, достаточно сделать основные шаги, приведенные ниже и заполнить шаблон бизнес-плана, который можно скачать в конце статьи.

Давайте более подробно рассмотрим составляющие бизнес-плана, который Вы вполне можете написать самостоятельно, без привлечения специалистов.

структура бизнес-плана для себя схема

Итак, первый шаг. Ставим цель.

Например, планируется открыть интернет-магазин. Сразу же необходимо конкретизировать – какой товар будет реализовываться через Интернет-магазин? Какой доход в месяц планируется получать? Через какой срок магазин начнет приносить планируемый доход? Какие затраты необходимы?

Так как Вы пишите бизнес-план для себя, на первое место выходит логика и правдивость.

Например:

1) Интернет-магазин пряжи для вязания европейских брендов (4-5 наименования).

Объем реализации товара – 1,5 млн. в месяц. Доход в месяц (чистая прибыль) – 200 тыс. руб. Время достижения планируемой чистой прибыли – 6 мес.

Каждая цифра основывается на исследовании рынка. Так, если поставлена цель выйти через 6 мес. на чистую прибыль в 200 тыс. рублей, то зная оптовые цены и надбавку интернет-магазина, с учетом расходов, планируемый оборот должен составить 1,5 млн. руб./мес. Реально ли выйти на такие продажи? Возникает вопрос — а как у конкурирующих магазинов с объемами продаж?

Переходим к следующему этапу.

2) Изучаем рынок. Для этого собираем информацию по конкурентам, поставщикам, предполагаемому спросу на товар, и т.д.

Этот этап – самый сложный, но от него, как ни странно, зависит успех проекта. Чем качественнее информацию Вы соберете, тем выше шансы на успех. Это обусловлено тем, что на основании полученных данных уже можно внести коррективы в бизнес-план. Например, найти других поставщиков, на более выгодных условиях. Или перенести бизнес из «элитного» сегмента в «экономный» или даже «бюджетный» — т.е. рассчитывать на другого потребителя.

3) Проведя маркетинговое исследование рынка и конкурентов, стоит также составить для себя матрицу СВОТ-анализа – расписать свои сильные и слабые стороны.

В итоге, после того, как написан этот раздел, перед Вами уже карта, по которой можно двигаться в заданном направлении развития.

Осталось посчитать финансы.

Считаем затраты и доходы

Чтобы «прикинуть» затраты в столбик (лучше в экселе) выписываем все затраты:

  • на создание сайта для Интернет-магазина;
  • на регистрацию ИП или ООО;
  • на зарплату менеджера;
  • на оплату связи, помещения и т.п.

Сразу видно, что некоторые из платежей постоянные, не зависящие от продаж. Зарплату или платежи по аренде склада придется платить ежемесячно, они не зависят от успешности деятельности магазина. Это постоянные затраты.

К переменным относятся те затраты, которые непосредственно связаны с деятельностью, с продажами – например, расходы по упаковке товара, по его отправке и т.п.

Не забываем о «разовых» расходах, которые возникают в первый месяц работы бизнеса – по созданию сайта, регистрации юр.лица, закупке мебели, например.

В шаблоне, предложенном к скачиванию ниже, можете внести все данные по предполагаемым расходам и в итоге получить цифру постоянных расходов в месяц. Исходя из нее, можно рассчитать «точку безубыточности» — сумму доходов, которые необходимо получить, для того, чтобы сработать «в ноль». Все доходы выше этой точки будут уже прибылью.

точка безубыточности график

Теперь рассчитываем предполагаемые доходы.

В бизнес-планах принято рассчитывать три варианта:

  • пессимистичный – минимальный уровень доходов, практически та самая точка безубыточности;
  • реалистичный – когда предполагаемый доход составляет среднюю величину для данного вида деятельности;
  • оптимистичный – когда доход прогнозируется на том уровне, который и хотелось получить при открытии нового бизнес-проекта.

Данные варианты оформляются так же в виде таблицы с разбивкой по месяцам. В результате можно наглядно ( в первую очередь – для себя) спрогнозировать доходы и расходы в привязке к срокам. Хорошо, если период окупаемости, когда доходы начинают превышать расходы, составляет полгода.

Для примера, на бирже Телдери, где продаются и покупаются сайты, период окупаемости составляет 2 года. Расчет стоимости сайта исходит из следующего: доход в месяц х на 24 месяца = стоимость сайта. Так, если сайт приносит 20 тыс. руб. в месяц на рекламе, то умножив на 24 мес. получается его стоимость в 480 тыс. руб.

При желании окупить вложения в бизнес не в течение двух лет, а за полгода, от покупателя требуется уметь «докрутить» сайт, чтобы он приносил не 20, а например, 30 тыс. руб., для этого возможно провести какие-то усовершенствования, которые требуют дополнительных затрат. А это уже снова разговор о финансовом плане.

Данным примером мне хотелось показать, насколько важно ставить реальные цели. Посмотрите: затраты на создание и раскрутку сайта могут составить 50 тыс. руб., а доходы, получаемые с него – 2 тыс. руб.. Продать такой сайт дороже, чем за 48 тыс. руб. не получится. А ведь кто-то вложил в него только деньгами 50 тыс., а еще потратил несколько лет времени, а даже на безубыточность не вышел.

Поэтому, в следующем пункте рассмотрим самые основные вопросы и ошибки.

Самые распространенные ошибки и вопросы при составлении бизнес-плана самостоятельно

Ошибка №1. Раз бизнес-план – лишь предполагаемые расходы и доходы, может быть не надо его вовсе писать? Это самая главная ошибка. Расплата за нее – неудача в открытии дела, финансовые и материальные потери (о душевных страданиях умолчим).

План нужен. Хотя бы в качестве таблицы с расходами и доходами. Лучше всего, если каждая цифра будет подтверждена проведенным анализом рынка, товара, конкурентов и т.п.

Ошибка №2 . Слишком радужный или неосуществимый.

Вы решили написать план, не делать глобальную ошибку №1, но цифры берете откровенно «с потолка». Разновидность «радужного» плана – неучет каких-либо затрат. Например, из-за незнания процесса, вы не учли затраты на брак, пересылку и т.п.

Попробуйте разделить доходы на два, а затраты – напротив, умножить на два. Картина станет гораздо реалистичнее. Получается выйти на безубыточность в этом случае? Каких данных не хватает для плана?

Ошибка №3. Следующий вопрос и ошибка – какие риски могут быть?

Любой бизнес является рисковым. Знаете, что из 10 вновь созданных бизнесов через год на плаву остается лишь один? Риски надо учитывать и стремиться их просчитывать, чтобы не оказаться в числе этих 9 неудачников…

Ошибка №4. Если много конкурентов – стоит ли открываться в этом направлении?

Этот вопрос относится к основному при начале нового проекта и от того, как вы проведете исследование, так и сможете ответить на него. Более подробно о выборе ниши для ведение бизнеса онлайн читайте тут.

Если у Вашего бизнеса нет конкурентов – это не означает, что он такой хороший. Возможно, эта новая услуга или товар – никому не нужны.

А если конкуренция большая, то следует изучить конкурентов и найти себе нишу, в которой вы сможете от них дистанцироваться.

Ошибка №5. Ну, и самая распространенная ошибка – написать и забыть о написанном плане.

Жизнь преподносит массу неожиданностей, а бизнес тем более. Сформулированные цели, задачи и сроки надо всегда держать на видном месте и обязательно вносить в них корректировки. Не надо бояться того, что план будет

Заключение

Если вы искали образец бизнес-плана для дипломной работы, то их есть у меня) вот ссылка на скачивание бизнес-плана по открытию фитнесс-центра. Для инвесторов такой бизнес-план слабоват, но посмотреть что это такое — можно.

Если же перед Вами стоит задача самостоятельно написать план для себя и своего бизнеса, то следуя советам, изложенным в данной статье, и применяя шаблон таблицы в эксель, он у Вас непременно получится.

Несколько полезных советов, напоследок:

  • изучите несколько бизнес-планов по своему направлению деятельности;
  • пишите план в хорошем настроении и на эмоциональном подъеме;
  • стремитесь к правдивости и логичности;
  • не вдавайтесь в излишнюю подробность и перфекционизм (стремление всё доводить до совершенства).

Надеюсь, я смогла ответить на вопрос: как составить бизнес-план, дать пошаговую инструкцию, а образец бизнес-плана и шаблон могут быстрее получить результат.

Ссылка на основную публикацию